Содержание № 4(16) 2007 г.
А.П. Болдырев, Б.Г. Кеглин, Э.А. Фатьков, А.П. Шлюшенков
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ «ДИНАМИКА И ПРОЧНОСТЬ МАШИН»
Описана история создания специальности и кафедры «Динамика и прочность машин». Показаны основные этапы развития кафедры, основоположники и преподаватели специальности.
ДИНАМИКА И НАГРУЖЕННОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН
УДК 519.624
Б.Г. Кеглин, Н.В. Алдюхова, В.А. Алдюхов
ЛИНЕАРИЗАЦИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ С НЕЛИНЕЙНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ
Рассмотрен алгоритм решения задачи о колебаниях нелинейных систем в частотной области для случая, когда модель содержит множество нелинейных элементов. Определены коэффициенты линеаризации для ряда нелинейных характеристик с использованием различных критериев. Рассмотрено решение задачи о движении грузового вагона по неровностям рельсового пути. Выполнено сравнение полученных результатов с решением во временной области методом численного интегрирования уравнений движения. Выявлены условия применения метода.
УДК 629.4.028.086
Э.А. Фатьков
ОЦЕНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НАГРУЖЕННОСТИ ПОГЛОЩАЮЩИХ АППАРАТОВ АВТОСЦЕПКИ
Приведены результаты расчетов энергетической нагруженности различных поглощающих аппаратов в условиях реальной эксплуатации грузового вагона. Получена количественная оценка энергии, воспринимаемой за год.
УДК 629.4.02
Б.Г. Кеглин, А.П. Болдырев, А.П. Шлюшенков, Э.А. Фатьков, И.Н. Евтюхов
РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ГИДРОПОЛИМЕРНОГО ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ
Представлена конструкция нового гидрополимерного поглощающего аппарата автосцепки ГП-120. Приведены результаты расчетно-экспериментальных исследований поглощающего аппарата.
УДК 629.4.01
А.П. Болдырев, Ю.В. Абель, М.Н. Левая, А.М. Гуров
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ ГИДРОПОЛИМЕРНОГО ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА С АВТОРЕГУЛИРУЕМОЙ КЛАПАННОЙ СИСТЕМОЙ
Приведены результаты теоретических исследований гидрополимерного поглощающего аппарата. Разработана математическая модель аппарата ГП-120А, оптимизированы параметры гидравлического клапана. Проведено сравнение характеристик различных модификаций аппаратов.
УДК 519.624
Б.Г. Кеглин, Е.Г. Гайворонский
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РУНГЕ-КУТТА С ПРИПАСОВЫВАНИЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ФРИКЦИОННЫХ АВТОКОЛЕБАНИЙ В РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИСТЕМАХ
Описан вариант метода Рунге-Кутта, приспособленный для решения задач фрикционных автоколебаний с остановками. Показаны сложности синтеза метода припасовывания и численного решения дифференциальных уравнений с переменной структурой. Приведена количественная оценка преимущества данного метода по сравнению с классическим методом Рунге-Кутта при исследовании фрикционных автоколебательных процессов в системах с распределенными параметрами.
УДК 517.93
Б.Г. Кеглин, Е.Г. Гайворонский
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РЕЛАКСАЦИОННЫХ АВТОКОЛЕБАНИЙ В РАСПРЕДЕЛЕННЫХ СИСТЕМАХ
Описаны результаты исследований по качественному сравнению процессов фрикционных автоколебаний в сосредоточенной и континуальной системах. Показано наличие автоволновых и стохастических процессов в автоколебательных системах с распределенными параметрами при сухом трении.
УДК 629.4.013.2
А.П. Болдырев, А.М. Гуров, Э.А. Фатьков
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ РОССИИ
Оценено статистическое распределение масс грузовых вагонов российских железных дорог. Получен спектр масс грузовых вагонов в результате анализа статистических данных РЖД.
УДК 539.4
Б.Г. Кеглин, А.П. Болдырев, А.П. Шлюшенков, Т.Н. Прилепо, В.А. Алдюхов
ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ФРИКЦИОННО-ЭЛАСТОМЕРНОГО ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА КЛАССА Т2 ПМКЭ-110
Рассмотрено Приведены результаты статических, ударных и ресурсных испытаний опытных образцов фрикционно-эластомерного поглощающего аппарата ПМКЭ-110 класса Т2.
УДК 629.4.028.86
А.А. Симонишин, М.А. Зайцева, А.А. Халаев
ОЦЕНКА СТАБИЛЬНОСТИ РАБОТЫ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПОГЛОЩАЮЩИХ АППАРАТОВ ПМКП-110 И ПМКЭ-110
Разработаны математические модели поглощающих аппаратов ПМКП-110 и ПМКЭ-110, учитывающие температурный фактор. Оценено влияние температур на характеристики аппаратов и повреждаемость вагона в эксплуатации.
ПРОЧНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ МАШИН
УДК 539.3; 620.178.162.42; 621.891; 621.89.27
М.В. Зернин, А.П. Бабин, А.В. Мишин, В.Ю. Бурак
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНТАКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ МЕХАНИКИ «КОНТАКТНОЙ ПСЕВДОСРЕДЫ»
Анализируются состояние и перспективы решения задач о контактировании твердых деформируемых тел с учетом наличия в зоне контакта дополнительных сред с различными свойствами. Приводятся примеры решения нескольких конкретных задач.
УДК 621.822.1: 621.89.2.27
Мишин А.В., Зернин М.В., Банщиков Ф.В.
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ИСПОЛНЕНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ УНП55-250
Приведены результаты конечноэлементных расчетов течения смазывающей жидкости для нескольких вариантов исполнения шатунных подшипников скольжения насосной установки УНП55-250. Получены эпюры давления, траектории движения вала в подшипнике, характеристики расхода смазывающей жидкости и потери мощности.
УДК 539.43
С.Н. Осипов
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕНСИВНОСТИ НАПРЯЖЕНИЙ МЕТОДОМ ГИБРИДНЫХ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Рассматриваются Построена матрица жесткости двадцатиузлового гибридного конечного элемента. Приведены результаты применения этого конечного элемента к задаче об изгибе двухслойного сталебаббитового образца с эллиптической трещиной.
УДК 629.4.013.2
А.А. Халаев, Е.Н.Титенкова
ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ПОЛИМЕРНЫХ УПРУГИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПОГЛОЩАЮЩЕГО АППАРАТА АВТОСЦЕПКИ ГП-120А
Рассмотрен Рассмотрены модели деформирования гиперупругих материалов. Рассчитано напряженно-деформированное состояние для различных моделей. Оценена точность расчетов по различным моделям.
УДК 629.4.027.2:629.45
Н.Н. Лысиков, А.П. Шлюшенков
МОДЕЛИРОВАНИЕ НАГРУЖЕННОСТИ РАМЫ ТЕЛЕЖКИ МАНЕВРОВОГО ТЕПЛОВОЗА ТЭМ21
Приведены основные положения методики исследования эксплуатационной нагруженности конструкций, основанной на использовании средств компьютерного моделирования динамики систем тел и программных комплексов конечноэлементного анализа напряженно-деформированного состояния при статическом нагружении. Последовательность расчета проиллюстрирована на примере анализа эксплуатационной нагруженности и усталостной долговечности рамы тележки маневрового тепловоза.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 624.012.464
М.А.Сенющенков, С.Н.Швачко
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОГО РЕЗЕРВУАРА ПО ПРОГРАММЕ AXIS-LQ 2.1
Рассмотрена методика анализа напряженно-деформированного состояния (НДС) железобетонных резервуаров с использованием осесимметричных расчетных схем по программе AXIS-Lq 2.1 на примере резервуара емкостью 30000 м3. Выявлены наиболее опасные участки конструкции и даны предложения по увеличению армирования этих зон. Установлен критический уровень остаточного предварительного напряжения кольцевой арматуры.